В испытаниях участвовал автомобиль сызранской сборки. Завод РосЛада.
Результат лобового краш-теста Самары оказался лучше, чем ожидали специалисты, ибо на памяти были свежи данные предыдущих тестов. Кузов тестового автомобиля выдержал! При ударе «девятка» сохранила структурную целостность кузова. Передняя часть автомобиля сложилась, погасив энергию удара, а силовая «клетка» салона не повредилась. Вот только, как и в прошлых краш-тестах, от удара заклинило дверь водителя. Открыть ее получилось только после того, как сняли с петель заднюю дверь.
Что же стало причиной такой высокой прочности водительской двери? Специалисты сняли панель обшивки, и все стало ясно — внутрь двери производителем встроен мощный брус безопасности. Значит, на АвтоВАЗе ставят брусья безопасности не только на «десятое» семейство и Нивы, но и на «девятки».
Но впрочем оказалось, что и хозяевам «девяток» с брусьями, сильно обольщаться не стоит. При ударе замедление водителя — 130g, а для головного мозга на опасном пороговом уровне — 104g. Даже пристегнувшемуся водителю в ВАЗ 2109 при такой аварии грозят множество травм! Интересен тот факт, что руль на автомобилях «девятого» семейства хоть и не является эталлоном стиля, но, что на много важнее, полностью отвечает современных требованиям к травмобезопасности. Взгляните на фото: обод и ступица баранки согнулись под ударе о грудную клетку и голову манекена водителя, смягчая удар. Правда это неочень помогло.
Одна из причин — конструкция кузова. Да, силовая «клетка» салона достаточно крепкая, и это позитивный момент. Но передок «девятки» смялся очень легко — он оказался слишком «мягким» и из-за этого недостаточно эффективно полотил энергию удара. Поэтому после окончания деформации передней части, на кузов пришелся очень сильный непогашенный удар. Манекены водителя и пассажира бросило вперед, водитель головой достал до рулевого колеса и смял его обод. Затем голова водителя «пробила» руль и ударилась о козырек панели приборов. Последний удар оказался наиболее опасным.
Также картину ухудшил тот факт, что рулевая колонка сместилась в салон (баранка ушла внутрь салона на 140 мм назад и на 70 мм вверх) — и увлекла за собой панель приборов. Есть и еще одно неприятное обстоятельство — места крепления ремней безопасности в автомобилях ВАЗ 2109 расположены не самым удачным образом.
Но радует тот факт, что с правым пассажиром ничего страшного не случится — конечно, если он пристегнут. Допустимая нагрузка на грудную клетку от ремня — и все! Также интересно, что манекен пассажира при рывке достал головой до передней панели, но только слегка коснулся левым виском об угол козырька. Удар оказался неопасным: нагрузка — 45g.
Вернемся к водителю. Безопасность головы — ноль. Опасность для грудной клетки водителя велика, хотя допустимая нагрузка от ремня безопасности позволяет начислить автомобилю 0,7 балла. Затем идет оценка обеспечения безопасности коленей и бедер водителя. По сути, нагрузки на них были ниже опасного порога, за что полагается начисление 4 баллов. Но по правилам EuroNCAP предусмотрена пенализация за предположительно травмоопасные места под передней панелью, и они у ВАЗ 2109 есть — минус один балл. Таким образом за безопасность коленей «девятка» получает 3 балла. В итоге — 3,7 балла, округляем и получаем 4 балла!
За безопасность голеней и ступней водителя ВАЗ 2109 не получает ничего — педаль сцепления сместилась назад на 210 мм, тормоза — на 170 мм. А это с высокой долей вероятности грозит ступням водителя травмами.
Итоги краш-теста ВАЗ 2109.
Если сравнивать ВАЗ 2109 с ижевской Одой или с «классикой», то «девятка» с точки зрения защиты водителя и переднего пассажира по всем параметрам предпочтительнее. И заслуга в этом в основном пренадлежит брусьям, установленным в дверях. Однако если вдруг этих брусьев нет, то при серьезной аварии кузов не выдержит …
Моё личное мнение, что пилить пружины, ставить диски и тд это второй план, первым делом надо усилять кузов.