Горный Алтай — это вам не Оман, где нам впервые явился Nissan Patrol шестого поколения. Тут вместо идеальных магистралей — однополоска средней паршивости, взамен песка — грейдеры в горах. Зато местные гаишники вроде бы предупреждены о журналистском тест-драйве нового Патрола. Поэтому я выехал из Барнаула на юг по Чуйскому тракту — и смело нажал на газ.
Поле, русское поле… Если бы не праворульные машины с региональными кодами 04, 22 и 54 на номерах, равнинный Алтай можно было бы принять за среднюю полосу России. Вот и встроенный навигатор Патрола уверяет, что с минуты на минуту покажется Липецк. Увы, пока зона покрытия карт компании Navteq невелика — «молоко» на восьмидюймовом экране появляется сразу за Тюменью.
Впрочем, заблудиться здесь трудно — трасс немного. Знай сиди в роскошном салоне Ниссана и наслаждайся комфортом. Правда, совсем уж расслабиться не дают вибрации неподрессоренных масс — задние пассажиры начинают жалеть о плотном завтраке, а я крепче сжимаю вибрирующий и гуляющий влево-вправо руль. Увы, справиться с колебаниями тяжелых колес не в силах даже фирменная система Hydraulic Body Motion Control (HBMC). Это четыре гидроцилиндра, соединяющие с кузовом амортизаторные стойки, и два гидроаккумулятора — они призваны уменьшать крены и гасить раскачку, а при прямолинейном движении должны максимально эффективно прижимать колеса к дороге. Кстати, ниссановцы уверяют, что надежность системы HBMC проверена на российских дорогах — агрегатоноситель (Patrol прошлого поколения) прошел 140 тысяч километров «в условиях, приближенных к боевым».
Но если комфорт хитрая система не улучшает, то управляемость — точно! Проверено на низкогорье с закрученными дорожками после поворота с Чуйского тракта за Бийском. Небольшие крены, мягкая работа системы стабилизации… Здорово! Трехтонный рамный внедорожник не страшно вести по ходовым дугам и бросать в «тещины языки» — пусть руль легковат, но машину все равно чувствуешь отлично. Уверенности добавляют мощные тормоза с «европейской» настройкой педали.
Да и мотор тут под стать. Газ в пол — и с удалым рыком 405-сильная «восьмерка» махом загоняет стрелку спидометра за 100 км/ч, а темп разгона и не думает снижаться. Семиступенчатый «автомат» любит пониженные передачи — переходы на три-четыре ступени вниз сопровождает неприятный рывок, но переключения вверх незаметны, а ручной режим честно держит выбранную передачу.
Встречная Toyota Corolla Levin моргает мне дальним светом — впереди милицейская «десятка». Но нам же сказали, что местные предупреждены! Лишь немного снижаю скорость — и спустя мгновение вижу поднятый жезл. Мои намеки — мол, это же новый Nissan Patrol, вам разве не говорили? — так и остались неуслышанными. Выписывая протокол с трехсотрублевым штрафом, лейтенант был краток:
— У нас все строго: здесь не Москва, а Сибирь.
Ближе к Горно-Алтайску придорожная инфраструктура живо напомнила крымские поселки. На каждом доме таблички о сдаче жилья, бесконечные шашлычные, только вместо Черного моря — изумрудная красавица Катунь. Пару раз встречались указатели к знаменитым пантовым (не путать с понтовыми!) ваннам, купание в которых якобы замедляет старение и укрепляет организм. Панты — это молодые рога маралов, которые нужно срезать не позже июня, чтобы они не потеряли лечебной ценности.
Асфальт тем временем сменился хорошо укатанным грейдером. При каждом удобном случае пытаюсь съехать с дороги, чтобы вывесить колеса, но хода подвески оказываются больше возможностей рельефа. По этому показателю новый Patrol вряд ли уступит своему предшественнику, хотя геометрическая проходимость ухудшилась. Дорожный просвет снизился с 332 до 288 мм, угол съезда сократился с 31° до 26°, а въезда — с 37° до 35°. Наконец подходящий косогор найден. В дорожном режиме Nissan лишь вращает вывешенные колеса — система стабилизации даже не пытается сымитировать блокировку дифференциала. Если замкнуть муфту привода передних колес, переведя шайбу в положение 4H, то Patrol начинает двигаться вперед с неприятными рывками. То же самое и в режиме 4L с включенной понижающей передачей. Избавиться от дерготни удается только заблокировав еще и задний межколесный дифференциал. Кстати, он должен автоматически «распуститься» на скорости свыше 20 км/ч, но сигнализатор не погас даже на 60 км/ч.
С индикацией и работой специальных режимов, меняющих настройки электронной педали газа и внедорожных помощников, проблем не было. В грязи и колее лучше всего режим «снег» — отклики на газ остаются линейными, но становятся более плавными. В положении «песок» педаль поначалу сильно задемпфирована, но затем становится острее, чем в дорожном режиме. А позиция «камни» — ползущая: даже на резкий удар по педали газа мотор отзовется плавным увеличением оборотов.
Пока я фотографировал Patrol, из домика вышла женщина и, улыбаясь, предложила купить заправку. Всего за двести тысяч рублей
Барагаш, Шаргайта, Бешозек… Алтайские деревни расположены в красивейших местах, но столь же бедны, как и среднерусские. Милиции здесь нет, а ружье — в каждом доме. Думать об этом не хочется, особенно меняя колесо вблизи деревни: острый камень как бритва разрезал 20-дюймовую покрышку. Дальше пришлось ехать аккуратнее, к тому же беспокойство вызывал и запас хода. Несмотря на оптимистичные 20 л/100 км на экране борткомпьютера, столитровый бензобак практически полностью опустел за 430 км. Так что реальный расход наверняка приближается к 25 литрам на сотню. Новому Патролу остро не хватает дизельного двигателя!
Кстати, главный конкурент — Toyota Land Cruiser 200 — пока остается лидером класса, причем половина из пяти тысяч внедорожников, проданных с января по август, были дизельными. При этом базовый Land Cruiser 200 оснащен не хуже Ниссана, а стоит столько же — от 2,9 млн рублей (более дорогой Patrol за 3 млн 60 тысяч доукомплектован активным круиз-контролем и развлекательной системой для задних пассажиров). Конечно, дизель намного поднял бы конкурентоспособность Патрола, но… Да, наш рынок — второй по объемам продаж в мире для Патрола. Но рынков-то всего… два! Главное место сбыта — Ближний Восток, где вполне довольны единственным бензиновым мотором. И все же надежда на появление дизеля есть — например, трехлитровой «шестерки» мощностью 231 л.с. от младшего внедорожника Nissan Pathfinder.
Диагональное вывешивание: хода независимых подвесок огромны! Главное — перевести трансмиссию в любой «полноприводный» режим, кроме дорожного Auto
До грядущего апреля Nissan рассчитывает продать в России около тысячи Патролов, чтобы присмотреться к реакции покупателей. Ну а там видно будет.