Прибавление в семействе Ford, в боковой ветви — отделении Lincoln. Когда слышишь название этой марки, представляешь себе длинный-длинный автомобиль, из которого вот-вот величественно выйдет какая-нибудь суперзвезда и в сопровождении многочисленной охраны начнет пробираться через толпу поклонников. Или вспоминаешь недобрым словом автомобильные пробки на перекрытых улицах родного города, где матерящиеся водители ждут проезда кортежа с красно-синими мигалками и облегченно вздыхают, проводив взглядом корму автомобиля, передок которого — уже в двух кварталах за углом. С Lincoln Navigator все несколько иначе.
Совсем недавно у нас на тесте были два автомобиля — легкий грузовик F-150 и созданный на его основе Ford Expedition («Мотор» 7 (15). Поэтому, когда нам предложили испытать новый Lincoln Navigator, мы вначале засомневались: ну что уж в нем может быть такого особенного — тот же самый автомобиль. Ведь, например, внедорожники General Motors, выпускаемые разными отделениями, отличаются друг от друга лишь названиями да эмблемами. Но потом любопытство взяло верх — ведь создан Navigator отделением Lincoln, значит, должен отличаться хотя бы роскошью отделки или повышенным комфортом.
В последние годы имидж внедорожных автомобилей и их владельцев претерпел значительные изменения. Из «рабочих лошадок» эти машины превратились в «крутые тачки», и вместо фермеров и лесорубов за рулем теперь сидят солидные и очень солидные господа, а иногда и наемные водители. Конечно, немало автомобилей класса легких грузовиков по-прежнему используется по прямому назначению, но в этом секторе рынка сферы влияния поделены, а пристрастия потребителей давно определились. Поэтому сейчас производители борются за покупателя, способного клюнуть на «навороченную» комплектацию. В проспекте любой компании, производящей автомобили повышенной проходимости, в разделе «опции» можно увидеть оборудование, еще лет пять назад бывшее привилегией только представительских машин: кожаный салон, отделка ценными породами дерева, круиз- и климат-контроль, электроприводы всего, чего только можно, и тому подобные недешевые, но очень приятные мелочи.
Но «наворачиванием» серийных моделей дело не ограничивается. Почти все производители либо уже выпускают, либо вот-вот собираются выпустить специальную — люксовую — версию своих внедорожников. За примерами далеко ходить не надо: из Toyota Land Cruiser сделали Lexus LX450, из Ford Explorer — Mercury Mountaineer, из Nissan Pathfinder/Terrano — Infiniti QX4.
Кусок «люксового пирога» хотят ухватить даже те компании, которые внедорожниками всерьез не занимались. Merdcedes-Benz, изготовивший восемнадцать лет назад Gelandewagen и с тех пор вяло его модернизировавший, спохватился и выпустил ML320, по-мерседесовски добротный и недешевый. Ходят упорные слухи, что гамму своих моделей собирается пополнить внедорожником даже Porshe.
На этом фоне появление у Lincoln автомобиля повышенной проходимости — событие закономерное, вполне отвечающее моде и духу времени. Хотя с полной уверенностью можно сказать, что если эти машины и покинут когда-нибудь асфальтовое покрытие, то лишь для того, чтобы подбросить владельца на бережок какого-нибудь вполне цивилизованного водоема, где он сможет в хорошей компании распить бутылочку Dom Perignon из пластмассовых стаканчиков, удовлетворив тем самым свою тягу к природе и приключениям. В основном же незаурядные внедорожные качества таких машин останутся невостребованными. Прекрасно понимают это и сами производители, предлагая наравне с полноприводной версией и автомобили с колесной формулой 4х2.
Но это, так сказать, теория вопроса. Обратимся непосредственно к самой машине. При беглом внешнем осмотре автомобиль отличается от Expedition только оформлением передней части, с типичной для Lincoln облицовкой радиатора и новой светотехникой, однако это только на первый взгляд. От кузова прототипа у Navigator осталась только крыша, все остальные наружные панели — новые. В дополнение к изменившемуся рельефу по нижней части кузова идут пластиковые накладки, качеством напоминающие «тюнинговые» комплекты от «Лада-Инжиниринг». Перешагнуть через высоченные пороги помогает прочная, идущая вдоль всего кузова подножка, снабженная подсветкой, которая автоматически включается при открывании дверей.
В салоне прежде всего обращает на себя внимание пульт регулировки водительского кресла, находящийся на боковой поверхности сиденья. Создается впечатление, что конструкторы так хотели обеспечить возможность оптимальной посадки водителя, что даже переусердствовали с количеством регулировок сиденья.
Помимо перемещения вперед-назад и вверх-вниз, кресло способно изменять наклон в передней и задней частях по отдельности. Наклон спинки, а также жесткость подушки и поясничный упор регулируются, но почему-то вручную. Естественно, вся эта роскошь немыслима без подогрева в двух режимах и кожаной обшивки сидений.
Кресло переднего пассажира снабжено таким же сервисным комплектом, а вот два сиденья во втором ряду не регулируются — если вы предполагаете пользоваться услугами водителя, позаботьтесь заказать автомобиль в иной комплектации. «Два сиденья» — это не оговорка: вместо привычного дивана сзади действительно установлены раздельные кресла, а между ними нечто, напоминающее вазу, на самом деле — термоящик для напитков или провизии — кому что нужнее.
О габаритах салона Navigator можно не говорить — они огромны. Конечно, для танцев он непригоден, но каждый из четырех пассажиров может разместиться так, как пожелает. Есть и третий ряд сидений, однако этот складной диванчик подойдет разве что для детей: пол в этом месте поднят, и человеку выше 150 см ноги девать некуда. Производитель, правда, утверждает, что это сделано специально — для улучшения обзора с диванчика.
Выключатели климатической установки, дисплей маршрутного компьютера и некоторые коробы воздухопритока расположены на потолке. В передней части салона также размещены два пенала — для очков и для рации, телефона или блока дистанционного управления гаражными воротами. Рядом с пеналами — кнопки, с помощью которых можно приоткрыть задние боковые стекла-жабры. Кстати, кроме лобового, все стекла тонированные — передние совсем незначительно, а через остальные снаружи в салон не заглянешь. Затемнение выполнено в соответствии с американскими нормами, но утверждается, что и у нас при техосмотре проблем не возникнет.
Над каждым креслом находится индивидуальная лампа и сопло кондиционера — как в самолете. Для сидящих сзади предусмотрена возможность управлять музыкой с помощью пульта, установленного между передними креслами.
Поездка по настоящему бездорожью на этот раз в программу испытаний не входила. Во-первых, проходимость и маневренность машин на этом шасси мы в полной мере оценили на предыдущем тесте. Во-вторых, не было тягача для страховки. В-третьих, в стандартную автомойку эти машины не помещаются, и восстанавливать утраченный в болоте товарный вид автомобиля пришлось бы своими силами.
Нас интересовала, в первую очередь, работа пневматической самовыравнивающейся подвески, которая для Navigator является стандартной комплектацией (для Expedition она тоже предусмотрена, но как опция, и в прошлый раз нам не повезло).
Для того, чтобы осмотреться на водительском месте и подогнать под себя кресла и ремни, много времени не понадобилось — все знакомо со времени тест-драйва F-150 и Expedition. При включенном двигателе селектор автоматической КПП невозможно переместить с положения «Parking», не нажав на педаль тормоза. Тогда на эту особенность мы внимания не обратили. Движение по улицам — без проблем. Хорошая динамика, круговой обзор и — что немаловажно — вполне определенный имидж машины позволяют легко втиснуться в самый плотный поток и вольготно маневрировать в нем в пределах общей скорости движения. Во время проезда тоннеля автоматика среагировала на уменьшение освещенности и включила головной свет. После этого попутные автомобили стали уступать дорогу еще охотнее.
Поколесив по окрестностям, нашли извилистую и ухабистую дорожку, которая идеально соответствовала нашим целям. При первой — ознакомительной — поездке передвигались со скоростью 40-50 км/ч, высматривая наиболее глубокие рытвины, преимущественно на поворотах. Про себя отметили, что подвеска, действительно, работает — кузов автомобиля идеально сохраняет горизонтальное положение. Второй круг пройден на 60 км/ч. Результат — тот же.
Третий заезд, скорость — 80 км/ч. Оказывается, автомобиль не любит попадания в яму одновременно двух колес передней оси. Следует клевок носом — это нормально и ожидаемо, но затем подвеска на некоторое время «деревенеет», и если за первой неровностью следует вторая, то машина преодолевает ее с «мягкостью табуретки». Наезд на препятствие только правыми или левыми колесами никаких неудобств не вызывает: вероятно, межколесная балансировка подвески настроена более чутко, чем межосевая, что полностью противоположно поведению предыдущих тестированных автомобилей.
На извилистой, но ровной дороге устойчивость машины великолепна — можно поставить на торпедо наполненную до краев рюмку и по пути не расплескать. Скорость, количество и крутизна поворотов при разумном режиме движения значения не имеют. Ну что ж — это Lincoln, а плавность хода этих машин хорошо известна.
Подвеска Navigator обладает еще одной интересной особенностью. При выключенном зажигании машина опускается примерно на 25 мм — так удобнее входить и выходить. При начале движения клиренс увеличивается и сохраняет свое значение до скорости около 40 км/ч, после чего машина вновь опускается. Логика здесь такова: если скорость мала, значит, под колесами бездорожье, следовательно, клиренс должен быть побольше. А раз поехали побыстрее, значит, выбрались на шоссе, и большой дорожный просвет уже не нужен.
Двигатель для Navigator предусмотрен только один — 5,4 л V8 мощностью 235 л.с. По сравнению с Expedition машина потяжелела (в немалой степени за счет огромного дополнительного количества звукопоглощающих материалов). Но заметить связанное с этим какое-либо ухудшение динамики «на глазок» не удалось. Зато тишина в салоне была очевидна.
Итак, Lincoln Navigator — динамичный, мощный и удобный автомобиль. Сделали его в рекордно короткий срок — за 23 месяца. И кое-где чувствуется торопливость. Кожаные сиденья, деревянное рулевое колесо и вставочки на торпедо — люкс. Но пластмасса в отделке салона — точно такая же, как в грузовике F-150.
Рулевое колесо целиком «слизано» с Jaguar. Хотя, с другой стороны, почему нет? Кто, в конце концов, хозяин?
Конечно, люксовость имиджа Range Rover переплюнуть сложно. Но надо сравнивать и стоимость, и все остальное. В США, например, цены на Range Rover начинаются с $56.000, а по вместимости он меньше. LX450 обойдется минимум в $49.000, но Navigator может больше буксировать. А стоит он максимум $46.000 — в полноприводной версии и в самой навороченной комплектации. Цены на эти машины в московских автосалонах вы можете сравнить сами.
В общем, можно считать, что VIP-грузовик отделению Lincoln в первом приближении удался. С учетом популярности исходного Expedition продаваться Navigator должен неплохо. Если только ребята из отделения Cadillac не решатся таким же образом «навертеть» Chevrolet Suburban.
До середины 70-х годов производители внедорожников во всем мире традиционно ориентировались прежде всего на военных, охотников, туристов и прочих потребителей, нуждавшихся в транспорте, способном обходиться без дорог. Выпускавшиеся машины предназначались для людей мужественных и неприхотливых, не придающих особого значения удобствам и ценящим в автомобиле только его проходимость. Интерьер внедорожников был предельно аскетичным, с обнаженными железными панелями и минимумом контрольных приборов, зато с изобилием разнообразных рычагов, торчащих из пола, и с огромными педалями, мимо которых даже в грязных сапогах не промахнешься.
Впервые автомобиль повышенной проходимости, оборудованный салоном, мало-мальски приспособленным для нормального человека, был сделан, как это ни странно, в СССР. Произошло ли это по той причине, что в стране было плохо с дорогами, а народу все же хотелось передвигаться в более или менее комфортабельных машинах, или потому, что запуск в серию нового автомобиля был приурочен к какой-то дате, и не было времени осваивать производство нового интерьера, сказать сейчас сложно. Но так или иначе ВАЗ-2121, дебютировавший в 1976 году, был оборудован салоном от ВАЗ-2106, по тем временам — автомобиля категории «люкс».
Справедливости ради надо отметить, что попытки поставить на полноприводное шасси стандартный кузов предпринимались в нашей стране и раньше (ГАЗ-61, ГАЗ-М72), но это были всего лишь комбинации готовых деталей, а не специально спроектированный автомобиль.
И поскольку мы твердо помним, что Россия — родина слонов, будем считать, что идею американцы украли. Компания АМС, объединив два российских подхода к теме, в 1981 году выпустила автомобиль Eagle, разработав для существовавшего в трех вариантах (купе, седан, универсал) кузова внедорожное шасси. Кстати, впоследствии, после приобретения АМС корпорацией Chrysler, на базе Eagle Wagon был создан Jeep Cherokee.
Традиционные производители внедорожников не смирились с появлением в их секторе рынка нового конкурента, предлагавшего до тех пор невиданную для автомобиля повышенной проходимости роскошь интерьера, и начали создавать для своих машин салоны, ничем не отличавшиеся от обычных — дорожных, городских и семейных версий. Сначала большинство производителей предлагало «цивильную» начинку лишь в качестве дополнительного оборудования, но очень скоро машины со «спартанским» убранством перестали пользоваться спросом, и комфортабельный салон для внедорожников стал нормой.