Ни у одного отечественного автомобиля пока нет боковых подушек безопасности. Между тем удар сбоку чаще всего опаснее фронтального — зон деформации фактически нет. Какова же реальная защита, например, у популярного среди дачников универсала Лада Калина ? Мы отправились в Тольятти понаблюдать за заводским боковым краш-тестом, а заодно разузнали о том, чем живет вазовский комплекс ударных испытаний.
На законодательном уровне в Европе и Америке озаботились проблемой боковых ударов практически одновременно: европейское Правило ECE R95 действует с 1995 года, заокеанский протокол FMVSS 214 — с 1996-го. Но в США доля боковых ударов составляет почти 40% всех ДТП, в то время как в Европе — всего 24%. Виной тому обилие нерегулируемых перекрестков и почти полное отсутствие круговых развязок. Поэтому американские требования жестче европейских: краш-тест производится под углом в 27, а не строго перпендикулярно продольной оси автомобиля, масса тележки с укрепленным на ней деформируемым барьером из алюминиевых сот в полтора раза больше (1500 кг против 950 кг), а скорость выше (53 км/ч против 50 км/ч). «Необязательные» испытания по правилам американского Управления дорожной безопасности (NHTSA) еще требовательнее к автомобилю: скорость тележки — 62 км/ч, ее масса — 1367 кг. К тому же в США учитывают еще и специфику своего автомобильного рынка, на котором много пикапов и внедорожников: барьеры на тележках у американцев выше и жестче европейских.
А в России? Тяжесть последствий боковых ударов у нас колоссальная: на тысячу раненых приходится 143 погибших, а в Европе — всего 16. Но доля ударов сбоку в нашей стране почти европейская — 23%. Поэтому с середины 2008 года у нас действуют те же сертификационные требования по защите при ударе сбоку, что и в Старом Свете.
Калину-универсал ставят на лобное место, а тележку, прицелившись, отгоняют назад и прицепляют к катапульте. Разгон до 50 км/ч, удар — машину протаскивает на несколько метров вперед, чуть разворачивает вокруг передка и…
Почему «всего лишь»? Ведь есть результаты и похуже: у Приоры только девять баллов, а Logan получил за боковой удар 11 баллов и перечеркнутую звезду за риск повреждения жизненно важных органов. Но пассивная безопасность современных автомобилей шагнула гораздо дальше. Даже бюджетный малыш Chevrolet Spark при ударе сбоку защитил своего «водителя» на 16 баллов из 16 возможных (при подсчете окончательного рейтинга по правилам 2009 года их делят пополам). И это безотносительно массы и размеров — перед 950-килограммовой тележкой все равны. Как такое может быть? Все просто: у Спарка для Европы есть не только боковые подушки, но и занавески безопасности уже в «базе». Именно поэтому экономия на боковых подушках, когда они предлагаются в качестве опции (например, для популярных Фокуса или Фабии), равносильна экономии на собственном здоровье — от лихача, летящего на красный свет, не застрахован никто.
Но в Тольятти не опускают рук. Сами сделали новую тележку для боковых ударов с модернизированной тормозной системой и оптимизированной развесовкой (стандартом регламентировано только расположение центра масс), сейчас заканчивают работу над установкой для имитации удара о столб. Вывозят свои машины на иностранные полигоны и проводят там испытания, которые не могут провести сами. Проект ВАЗ-2190, он же Лада Гранта, он же модернизированная Калина, прошел в шведских лабораториях Autoliv полный цикл доводочных работ на предмет безопасности пешеходов: бампер станет мягче, а капот будет больше возвышаться над двигателем.