8 лет назад, когда Nissan впервые вывел на рынок Qashqai, модель вызвала небывалый ажиотаж. Кроссовер один за другим бил рекорды продаж, за ним буквально выстраивались очереди в салонах, а особо нетерпеливые покупатели всячески пытались «отблагодарить» менеджеров за содействие в ускорении процесса — как когда-то было в СССР с «Жигулями» и «Волгами». Автомобилисты готовы были мириться и с гремучей подвеской, и с жестковатым пластиком в салоне — ведь конкурентов у машины практически не было, чем в Nissan, естественно, успешно пользовались. С тех пор утекло немало воды, прежних «тепличных» условий уже нет: предложение компактных кроссоверов теперь зашкаливает — выбирай на любой вкус и от любого производителя. Что же, попытаемся узнать — как японцы подготовились к подобной смене обстановки на примере второй генерации Qashqai.
Внешне новый Nissan Qashqai выглядит как слегка уменьшенный вариант X-Trail, о котором я уже рассказывал пару месяцев назад. Но, в отличии от последнего, модель сохранила преемственность поколений и многие фамильные черты в дизайне. Типичный корпоративный дизайн современных Nissan сильных эмоций не вызывает, но машина объективно выглядит интересней и выразительней, чем прежнее поколение. Не в последнюю очередь, благодаря стильной светодиодной оптике.
Примечательно, что колесная база «младшего» лишь на 59 мм короче, чем у «Хитрилы», а вот по длине автомобиль гораздо компактней старшей модели: 4370 против 4641 мм. Если сравнивать со старым «Кашкаем», то новичок прибавил 47 мм в длине, 26 мм в ширине, но стал ниже на 15 мм.
Qashqai построен на той же, что и X-Trail, модульной платформе Renault-Nissan CMF-CD с независимой подвеской всех колес, хотя в Западной Европе предлагаются упрощенные версии с полузависимой задней балкой.
Под капотом испытываемого авто — уже хорошо знакомый 1,6-литровый турбодизель мощностью 130 сил. Опять же, в отличии от X-Trail, на Qashqai данный агрегат можно заказать только в моноприводном исполнении — исключительно в паре с модернизированным вариатором Xtronic производства Jatco. Бесступенчатая коробка Nissan существует в двух версиях: одна — для бензиновых моторов, а вторая — усиленная, специально для дизеля, способная без проблем «переваривать» его внушительные 320 Нм максимального крутящего момента.
На практике подобная трансмиссия оказалась довольно задумчивой. Характер роботы этой коробки мне чем-то даже напомнил классические «автоматы» старой школы — здесь также заметны паузы при смене виртуальных передач, особенно при сильном нажатии на педаль газа, когда необходимо быстро ускориться. Подобные настройки в теории должны защищать КП от перегрузок по моменту. Лично я бы предпочел 6-ступенчатую «механику» — как на X-Trail, которая способна лучше раскрыть потенциал удачного двигателя, хотя для эксплуатации в большом городе с пробками и тянучками вариатор будет удобней, особенно для девушек.
Несмотря на приличные тяговые возможности мотора, автомобиль не располагает для активного драйва: от 0 до 100 км/ч Qashqai, по паспорту, разгоняется за 11,1 секунд, а максимальная скорость кроссовера составляет 183 км/ч. Ручной режим у КП есть, но он здесь больше для «галочки». Вся прелесть такой модификации — в скромном «аппетите»: по трассе автомобиль потребляет до 5 литров на «сотню», а в условиях мегаполиса можно без труда вложиться в 6,5-7,0 л/100 км.
Не даром ведь модель оснастили не только системой Start-Stop, а и специальным режимом работы Eco (как на Honda), который при активации кнопкой (слева от рулевой колонки) еще сильней «притупляет» прыть силовой установки — все ради экономии нескольких дополнительных грамм дизтоплива на каждом километре.
Передний привод и 185 мм клиренса фактически превращают дизельный Qashqai в сугубо городской кроссовер, основными препятствиями для которого будут выступать высокие бордюры и бровки. Кстати, бензиновые версии могут похвастаться 200 мм дорожного просвета — возможно, для кого-то это станет важным аргументом при выборе оптимальной модификации машины.
«Асфальтовая» философия модели проявляется и в настройках подвески. Она здесь довольно жесткая и упругая: на хороших дорогах к работе «ходовке» практически не придраться, да и в поворотах авто почти не кренится. А вот на разбитых «направлениях» картина с плавностью хода уже не такая радужная — отрабатывание крупных ям и выбоин происходит достаточно громко, а на руль и кузов кроссовера передаются ощутимые вибрации. Благо, до пробоев дело доходило крайне редко. Здесь стоит упомянуть и далеко не самую лучшую шумоизоляцию колесных арок, днища и моторного отсека.
Рулевое с электроусилителем — малость «ватное»: реакции на поворот «баранки» — неспешные, местами даже размазанные. Чего не скажешь о тормозной системе — эффективной и довольно информативной.
Оформление интерьера практически идентично Nissan X-Trail. По сравнению с прежней моделью — это прорыв, прежде всего, в качестве отделочных материалов. Глянцевый черный пластик, украшающий торпедо, центральный тоннель и дверные карты оказался слишком марким: на нем оседает пыль и хорошо видны отпечатки пальцев.
Передние кресла отлично спрофилированы и очень комфортабельны в дальней дороге. Запаса регулировок руля и водительского сиденья (электро) с лихвой хватает, чтобы подобрать оптимальную посадку.
Стояночный тормоз сделали электрическим: это освободило место для двух, расположенных поперечно, подстаканников с отдельными воздуховодами для охлаждения или нагревания напитков.
По результатам краш-теста EuroNCAP Nissan Qashqai удостоился высшей оценки — «5 звезд». В базовой комплектации — 6 подушек безопасности.
На «галерке» стало лишь немногим просторней — как раз примерно на те 16 мм, на которые увеличилась колесная база Qashqai. Не особо уютно будет чувствовать себя пассажир, сидящий по центру: под ногами мешает тоннель, а спереди торчит «тумба» бокса-подлокотника с дефлекторами обдува.
Интересно, что объем «одноэтажного» багажного отсека стал даже чуть меньшим, чем у прежнего Qashqai — всего 350 литров в походном состоянии. Зато, для рынка Украины модель по умолчанию комплектуется полноразмерным запасным колесом (на 16-дюймовом стальном диске), которое зафиксировано в массивном пенопластовым вкладыше.
За моноприводный дизельный Qashqai в начальной (для данного мотора) комплектации SE украинские дилеры Nissan сейчас просят от 29300 долларов. Тестовая машина в топовом исполнении LE+ обойдется уже в 34700 USD — по нынешним временам совсем немало. Модель понравилась приятной внешностью, экономичным и тяговитым двигателем, а также хорошо оборудованным салоном. К недостаткам можно отнести отсутствие «механики» и привода 4х4 для дизельной версии, жестковатую подвеску, вялый вариатор и небольшой багажник.