После смены поколений Skoda Fabia превратилась из гадкого утенка в лебедя. Прогресс в сфере дизайна, комфорта, электронной начинки и управляемости поставил «чешку» в один ряд с лидерами сегмента
Хэтчбек Skoda Fabia третьего поколения создавался при активном участии маркетологов, стремившихся обеспечить чешской модели еще больший успех на глобальных рынках. Внешность, интерьер, компоновка, техническая часть — все это было перекроено с прицелом на новую целевую группу — горожан обоих полов в возрасте около 35 лет. Это означает, что среднестатистический покупатель «чешки» помолодел: в случае с Fabia предыдущей генерации ориентировались в основном на 40-летних. Как следствие, экстерьер и интерьер автомобиля стал менее консервативным, возросло число практичных компоновочных решений, стала более насыщенной и передовой электронная начинка.
Вместе с тем вопреки ожиданиям новой Fabia не выделили модульную платформу MQB, на которой базируется, в частности, «старшая» Octavia, хотя и использовали некоторые элементы этой модульной архитектуры — рулевое управление, детали тормозной системы. Да и двигатели унифицированы с соответствующими узлами и деталями Octavia и других более крупных моделей Volkswagen Group, использующих архитектуру MQB. Но все-таки в техническом плане Fabia изменилась серьезно. Важнее всего, что инженеры провели глубокую модернизацию имеющейся «тележки». В результате новая машина стала на 65 кг легче предшественницы, на 8 мм короче, значительно (на 90 мм) шире и на 31 мм ниже, а под капотом прописались бензиновые моторы MPI и TSI, а также дизели нового поколения.
Прежняя Fabia с обилием округлых форм в экстерьере и салоне выглядела добродушной и даже немного наивной. Новый автомобиль, выросший из концепт-кара VisionC, отличается большей строгостью и четкостью форм. Мощные горизонтальные линии передней части и «кормы» визуально увеличивают ширину машины. Резко очерченные контуры светотехники и глубокие выштамповки кузова напоминают о хрустале — этот мотив, подчеркивающий происхождение чешского автомобиля, шеф-дизайнер марки Йозеф Кабан использует практически на всех новых моделях марки.
Хотите меньше строгости? Можете заказать хэтчбек с большой панорамной крышей или в необычном цветовом исполнении. Например, доступна окраска крыши, корпусов внешних зеркал, колесных дисков и передних стоек в серебристый, белый, черный или красный цвет.
Одновременно в большей степени обозначилась спортивная составляющая модели — стали доступны колеса большего диаметра (до 17 дюймов), передний свес укоротился, во фронтальном бампере появился мощный рассекатель. Линия крыши понижается к тыльной части, при этом заднее стекло установлено с чуть меньшим наклоном, чем прежде. Наконец, впервые покупатели могут выбрать светодиодные дневные ходовые огни, интегрированные в фары.
Разработчикам удалось при этом совместить новый динамичный образ с традиционными для моделей Skoda вместительностью и функциональностью. Объем багажника вырос на 15 л (до 330 л), правда, при складывании заднего дивана в полу образуется небольшая ступенька. В салоне, несмотря на сокращение габаритной длины, стало просторнее, причем передним седокам в сравнении с прежней Fabia выделили больше места, а задним, наоборот, меньше. По словам представителей марки, они ориентировались на соответствующие запросы целевой аудитории. Как бы то ни было, на обоих рядах Fabia не чувствуешь себя стесненно.
Замена плавных форм внутренних панелей на строгие граненые поверхности может нравиться или не нравиться, но, на мой взгляд, салон стал более живым и ярким. Отделочный пластик теперь чуть мягче, а цветные вставки сделаны из модных фактурных материалов. И, что совершенно не удивило, по эргономике интерьера компакт остался на лидирующих позициях в своем сегменте. Удобные передние кресла с обилием регулировок и массивными валиками боковой поддержки, поручни под потолком, от которых многие конкуренты отказались из соображений экономии, регулируемый подлокотник между сиденьями первого ряда, информативный щиток приборов — всего этого у маленькой Skoda не отнять.
Под опекой
Доступная в качестве опции система контроля дистанции Front Assistant предлагается для модели Fabia впервые. Фронтальный датчик непрерывно сканирует пространство, отслеживая обстановку перед автомобилем. По мере уменьшения дистанции до движущейся впереди машины система задействует один из четырех уровней предупреждения столкновения. На первом уровне система выдает визуальное предупреждение, на втором добавляет звуковой сигнал, а также выполняет подготовку тормозной системы, на третьем уровне система инициирует краткие тормозные импульсы, а на четвертом — максимальном — задействуется тормозной ассистент и срабатывает экстренное торможение (если водитель не реагирует на угрозу).
В стиле техно
Еще один важный момент: Fabia обзавелась множеством электронных систем, отвечающих за развлечения, информирование и безопасность. Одно из главных новшеств — мультимедийный центр Bolero (топовая версия относительно аналогичных комплексов Blues и Swing) с сенсорным экраном диагональю 6,5 дюйма. Помимо привычных функций прослушивания радио и музыки с внешних носителей система имеет функцию просмотра изображений, интерфейс Bluetooth, возможность выводить на экран SMS-сообщения, а главное — функцию MirrorLink, позволяющую отображать на экране навигационные данные смартфона. Есть, впрочем, некоторые ограничения. На сегодня MirrorLink поддерживает приложения лишь нескольких устройств HTC, Sony и Samsung. Однако вывести на экран, скажем, навигацию iPhone пока нельзя — Volkswagen Group и Apple только ведут переговоры по этому вопросу.
Что касается систем, повышающих безопасность езды, то их для машины компактного класса оказалось неожиданно много. Упомяну ограничитель скорости, предотвращающий превышение установленного самим водителем скоростного лимита, функцию распознавания усталости водителя, систему стабилизации ESC с функцией экстренного торможения и систему контроля дистанции Front Assistant с функцией предотвращения столкновения. Последняя система неожиданно для меня заявила о себе в городе — машина самостоятельно начала тормозить, когда сочла, что скорость велика, а дистанция до впереди идущего автомобиля мала. Отмечу, что этот помощник может быть деактивирован через меню мультимедийного центра.
В линейку моторов для Западной Европы войдут четыре бензиновых и три дизельных двигателя Euro 6, уже в базовой комплектации оснащенные системой Start-Stop и системой рекуперации энергии торможения. Диапазон мощности бензиновых агрегатов — от 60 до 110 л.с., отдача новых 3-цилиндровых дизелей варьируется от 75 до 105 л.с. В списке трансмиссий — 5- и 6-ступенчатая «механика» и 7-ступенчатый секвентальный «робот» DSG. Большинство бензиновых агрегатов (за исключением наименее мощных версий) предложат и в России. Кроме того, в нашей стране у Fabia будет еще один мотор — 1,6-литровый бензиновый 105-сильный «атмосферник», производство которого наладят в 2015 г. на новом моторном заводе Volkswagen Group в Калуге. Этот агрегат будет сочетаться с 6-диапазоным «автоматом». Продавать же дизельные Fabia в России чехи пока не планируют.
Школа драйва
Первое ощущение за рулем новой Fabia — это более комфортная посадка и улучшившаяся обзорность: дорога хорошо просматривается во всех направлениях. Единственная претензия — к размеру зеркал, площадь которых явно урезали под нажимом дизайнеров или специалистов по аэродинамике. Динамика 1,2-литрового 90-сильного бензинового мотора, который я опробовал в связке с 5-ступенчатой «механикой», вполне достойная. Привод сцепления настроен образцово: ход педали невелик, она утапливается без усилия. В минусы же можно записать дефицит тяги на «низах». Чтобы ехать активно, нужно активно орудовать рычагом коробки, не давая оборотам упасть ниже отметки 3000 об/мин.
А вот 1,2-литровый бензиновый турбированный двигатель мощностью 110 л.с. — это песня! Передаточные числа 6-ступенчатой механической коробки подобраны оптимально как для городской толчеи, так и для трассы. В медленных пробках можно плестись даже на второй, а при ускорении ощутимый подхват начнется уже при 2000 об/мин. Спурт с высоких скоростей дается этой «чешке» так же легко, как с малых и средних. Одним словом, если вы любитель драйва, то 110-сильная Fabia — для вас.
По сути, можно назвать эталонными и настройки руля, снабженного новым электромеханическим усилителем C-EPS, который пришел на смену электрогидравлическому варианту. Благодаря точной и в меру острой «баранке», а также увеличенной колее и плотной подвеске Fabia с охотой заходит в виражи, уверенно держится на кривой, не пугая кренами, а на прямых не рыскает и маскирует ощущение высокой скорости.
Оборотная сторона таких настроек — тряска на разбитой дороге. К слову, смягчать подвеску для России (равно как и увеличивать дорожный просвет) не планируется. Однако можно будет заказать пакет «Плохие дороги», включающий в числе прочего шины с более высоким профилем. В такой «обувке» на разбитом асфальте будет комфортнее.
Тормоза чешской машины эффективны и информативны. Усилие на педали легко дозировать, а системы ABS и стабилизации всегда начеку. К слову, умная система стабилизации умеет имитировать блокировки дифференциала (система XDS+ предлагается в качестве опции), усиливая сцепление с дорогой в поворотах.
Продажи «чешки», которая будет доступна у нас с кузовами хэтчбек и универсал, намечены на первый квартал 2015 г. Все Fabia для российского рынка будут приходить к нам из Чехии. Цены пока не определены. В Европе же за машину третьего поколения просят от 12 000 евро.