Если верить данным российского техпаспорта KIA Venga, этот симпатичный компакт относится к разряду 5-дверных хэтчбеков-комби. Однако термин «хэтчбек» применим к машинам все же с несколько меньшей габаритной высотой и иным, более рубленым силуэтом кузова. Термин «комби», в свою очередь, ассоциируется в сознании потребителя с коммерческими автомобилями типа Opel Combo и Fiat Ducato, а у людей постарше — с ИЖ-2125 «Комби», грузопассажирской легковушкой, выпускавшейся с 1973 по 1982 г. на Ижевском автозаводе. К разряду минивэнов Venga тоже можно отнести с натяжкой. Эта ниша занята однообъемниками «гольф»- и среднего класса, такими как Ford C-MAX и S-MAX, Opel Zafira, Citroen С4 Picasso и VW Sharan. Получается, что одноклассники Venga — это однообъемники-компакты, которые иногда называют микровэнами или компактвэнами. Речь идет о Nissan Note, Opel Meriva, Citroen С3 и грядущем Ford B-MAX.
Семейные интересы
Если в плане классификации Venga расположилась, что называется, на стыке сегментов, то в коммерческом смысле — на стыке интересов покупателей. Кто эти покупатели, к слову, совершенно очевидно. Львиную долю клиентов составят, предположительно, семейные молодые люди, еще более вероятно — люди, имеющие детей. Экстерьер Venga — и это сразу бросается в глаза — создавался с учетом приоритетов таких потенциальных владельцев. Внешне Venga не похожа ни на модернистский и эпатажный Soul, ни на изящный и заводной Sportage, ни на монументальные Sorento и Mohave. Эта машина стала редким исключением из общего дизайнерского правила KIA. Шеф-стилист марки Петер Шрайер решил не пересаживать ей фирменный «тигриный нос» радиаторной решетки и «клыки» секций «противотуманок». Компактный однообъемник смотрит на мир большими, вытянутыми вдоль капота блок-фарами и загадочно улыбается — такой визуальный эффект возникает из-за перетекания линии переднего воздухозаборника в ниши противотуманных фонарей. Эффект улыбчивости подкреплен раздутыми колесными арками, напоминающими щеки. И тем не менее во внешности «тихони» нет-нет да и прорвется фамильная агрессивность — обратите внимание хотя бы на радикально короткие свесы, энергичную выштамповку бортов, большие колеса с дисками «колючего» дизайна или заострения внешних зеркал и дверных ручек. Так Шрайер оставляет лазейку для обремененных семьей драйверов — все же внешность Venga обещает толику спорта и азарта.
Спортивные нотки, к слову, звучат и в салоне. Трехспицевый мультируль, знакомый по другим моделям KIA, выраженная боковая поддержка передних кресел, приборы, утопленные в глубоких колодцах, — все это приманки для молодых и активных. Им же адресована уже традиционная для корейской марки поддержка электронных гаджетов. Автомобиль оборудован портом для подключения любых аудионосителей, включая USB-устройства, MP3-плееры, i-Phone, i-Pod. Здесь есть сразу два «прикуривателя», а значит, сразу двое могут подключить в салоне свои компьютеры или, скажем, навигаторы — бортовой навигационной системы в компактвэне не предусмотрено.
Эргономика салона Venga тщательно продумана. Многие органы управления бортовой электроникой вынесены на центральную консоль. Последняя решена в оригинальном, не свойственном другим моделям KIA ключе и, поскольку разделена на два блока, нисколько не перегружена кнопками и тумблерами. В салоне можно обнаружить массу всевозможных кармашков, полочек и емкостей — есть куда сложить все необходимое. Но вот центральный бокс в подлокотниках обоих рядов, к сожалению, не предусмотрен.
Эргономические плюсы дополняются в Venga качественной и стильной отделкой. Жесткий пластик панелей не выглядит дешевым, кресла отделаны фактурной тканью. Рулевое колесо и рычаг МКП обшиты приятной на ощупь кожей. Вкрапления серебристого отделочного пластика освежают салон и вполне уместны.
И, наконец, еще об одном козыре KIA Venga, который наверняка оценят семейные пары. Речь идет о системе трансформации салона, благодаря которой автомобиль получился и просторным, и практичным. Спинка заднего дивана здесь не просто банально складывается в соотношении 60:40. Сиденья можно сдвинуть вперед, и тогда объем багажника возрастет с 440 до 570 л. Если же задний диван отодвинуть к «корме», полезное пространство салона увеличится до параметров, привычных в «гольф»-классе. Добавим, что при складывании спинок сидений образуется ровный пол, и, стало быть, в Venga можно легко перевозить крупногабаритные грузы.
Поспешать не торопясь
Комфортно устроиться на водительском месте в Venga можно довольно быстро. Сиденье трансформируется в трех направлениях, при этом диапазон регулировок по высоте чуть ли не избыточен. Кромку капота можно видеть, лишь если подняться на кресле «на самый верх». В противном случае «фронт» не видишь, а скорее ощущаешь. Рулевая колонка однообъемника регулируется как по углу наклона, так и по вылету. Словом, на эргономичных решениях не экономили.
Дорожные повадки KIA Venga строго соответствуют запросам аудитории, на которую ориентирована модель, — этот автомобиль особенно хорош в «гражданских» или, позволим себе это выражение, семейных, режимах. Высокая посадка водителя отвечает интересам главы семейства. Он (или она) верховодит в буквальном и переносном смысле — просматривает дорогу, как капитан, легко отслеживает дорожную ситуацию благодаря большой площади остекления и информативным внешним зеркалам. Рулевое управление настроено таким образом, чтобы автомобиль не растряс, не укачал, не потревожил младенцев, тещу и прочих родственников. Длинная рулевая рейка сделала «баранку» по-автобусному вальяжной. Для коррекции курса руль нужно повернуть на довольно большой угол. В результате таких настроек Venga не провоцирует к быстрым перестроениям, суетливой и нервозной езде, и это можно записать в актив семейного автомобиля. Впрочем, минусы «автобусности» руля также очевидны. Мы, например, испытали дискомфорт при движении задним ходом в ограниченном пространстве: делаешь привычное корректирующее усилие рулем, понимаешь, что недовернул, снижаешь скорость, активно работаешь руками. В принципе, никакого криминала, но машина напоминает в такой ситуации Карлсона с его «Спокойствие! Только спокойствие!». «Баранка» Venga при этом одинаково тяжела как на малых, так и больших скоростях. Настройки электроусилителя не обеспечивают на ободе четкий «ноль», но реакции автомобиля на руление предсказуемые и точные.
Прямую на московских дорогах Venga держит уверенно и четко — большая по меркам сегмента колесная база (2615 мм) и широкая колея (1553 мм спереди, 1557 мм сзади) дают о себе знать. Корректировать траекторию на высоких скоростях не приходится. Колеи и другие изъяны асфальта не в силах сбить микровэн с курса. Однако в виражах из-за высокого центра тяжести машина ощутимо кренится, а если «заправить» Venga в поворот не «по-семейному», а чуть резче, автомобиль норовит пойти юзом с заносом задней оси. На наш взгляд, склонность к заносу в быстрых виражах у Venga явно избыточна. Такие повадки больше походят спорткарам и не состыкуются с семейной философией модели. Главной же причиной «заносчивости» Venga является схема задней подвески, где применена не продвинутая «многорычажка», а надежная и больше подходящая для спокойной езды торсионная балка. Отметим, что уводу задней оси в Venga противостоит в том числе и система стабилизации (ESC), которой комплектуются все модификации машины, кроме базовой. Последнее обстоятельство следует учитывать.
А что же с ездовым комфортом? Инженеры KIA об этом позаботились особо. Во-первых, у машины очень неплохая шумоизоляция. В салон доносился разве что гул зимних шин, в которые был «обут» тестовый автомобиль. Не слышно также ни звука двигателя на малых и средних оборотах, ни характерных шумов улицы — это заслуга толстых стекол и изоляции панелей. Подвеска микровэна настроена под запросы среднестатистического горожанина. На московских дорогах она показалась нам собранной и в меру плотной. Ямы и дорожные стыки не заставляли кузов трястись нервной дрожью, однако о преодолении «лежачих полицейских» шасси информирует звучно и гулко, будто жалуясь. Зато Venga не свойственна такая болезнь многих минивэнов, как вертикальная раскачка.
Бензиновый 1,6-литровый 125-сильный мотор Venga сочетался в нашем случае с 5-ступенчатой «механикой», и эта комбинация нам понравилась. Прежде всего потому, что такая машина чрезвычайно сбалансированна. Она без проблем держится в городском потоке, не требует подгазовывания и частого выжима сцепления в пробках. При этом у двигателя Venga весьма сочные «низы» — однообъемник способен резко ускориться с малых и средних скоростей — например, чтобы совершить стремительный «прыжок» в соседний ряд. На высоких скоростях прыти машине немного не хватает. Перед ускорением лучше заблаговременно «подоткнуть» пониженную передачу.
К слову, перебирать передачи 5-ступенчатой трансмиссии Venga довольно удобно. Механизм переключения отличается четкостью и приемлемой избирательностью. Передачи при этом довольно длинные и подобраны таким образом, чтобы экономить топливо.
При желании Venga можно и пришпорить — для этого нужно поддерживать высокие обороты двигателя. Жаль, что компактный KIA становится при таком раскладе довольно прожорливым. Реальный расход составил при намеренно активной городской езде примерно 12 л/100 км при заявленных 8,4 л/100 км.
Тормозная динамика для машины со снаряженной массой 1180 кг вполне достойная. Привод информативный. Торможение происходит мягко, без рывков, как и должно быть в семейном автомобиле. ABS Venga настроена на раннее срабатывание, однако такая особенность нисколько не досаждает.
Знать себе цену
Самый доступный KIA Venga обойдется российскому покупателю в 615 тыс. рублей, но такая машина — с 1,4-литровым 90-сильным мотором, механической коробкой передач и минимумом полезных опций — вряд ли будет востребована. Роль семейного автомобиля уготована все же чуть более богато оснащенным машинам. На наш взгляд, на роль бестселлера в большей степени претендует 1,6-литровый KIA Venga, который доступен как с «механикой», так и с «автоматом». У нас на тесте побывал автомобиль в топовой комплектации Prestige, за который дилеры просят 703 тыс. рублей. За такую же машину с «автоматом» придется отдать уже 739 тыс. рублей, что по меркам сегмента совсем не мало. Однако Venga не является в этом смысле исключением из корпоративных правил. После редизайна под руководством Петера Шрайера и радикального обновления технической начинки подорожал весь модельный ряд марки — достаточно сравнить цены на Sportage текущего и прошлого поколений. За подорожанием, впрочем, стоят оправданные амбиции корейской марки, которые соответствуют растущим амбициям современных покупателей.